Гибель Боинга-737 в Перми
Ночью 14 сентября 2008 г. в Перми при заходе на посадку в 3.11 (время московское) раз-бился авиалайнер «Боинг-737-500», вылетевший из Москвы в 1.12.
Кое-какие оглашённые во всеобщее сведение факты говорят о том, что авиакатастрофа в Перми не была чисто техническим сбоем в работе авиационно-транспортной системы страны и, если в ней выразился пресловутый «человеческий фактор», то не только членов экипажа погибшего лайнера.
«34-летнего Родиона Медведева проинформировали, что он подходит к глиссаде снижения — наклонной плоскости, по которой самолет заходит на полосу до касания земли.
“Я проинформировал его, что он подходит, и после этого он должен был начинать снижение, — продолжает Бикбов . — А он резко пошел вверх. Это было видно по аппаратуре. Я ему сказал: “По моим данным, вы набираете высоту. Подтвердите, что текущая высота — 900 метров”. Хотя он до этого шёл на высоте в 600 метров и должен был снизиться ещё на 300 метров, а он сразу полез вверх, фактически на 300 метров выскочил! Он ответил: “Да, подтверждаю, мы снижаемся”, а сам в это время продолжал набор до высоты где-то до 1200 метров.
В этот момент самолёт перестал набирать высоту. Но он был уже слишком близко к аэродрому и зайти на посадку лайнер с этого положения уже не мог.
“Поэтому я ему дал указание выполнить повторный заход, — говорит Ирек Бик-бов. — Дал ему курс к третьему развороту, чтобы он снова успел снизиться и спо-койно зайти на высоте 600 метров. Экипаж принял указание, а сам его не выполнял. И потом, я дал ему курс правый разворот, а он пошёл влево. И сам спросил: “А нельзя нам зайти с этого захода?”, как будто спешил почему-то. Я спросил его: “У вас всё порядке?”, он ответил утвердительно. Тогда я ответил ему: “Нет, выполняй-те повторный заход”, и “повёл” его снова по схеме как положено.
Пилот выполнил инструкции и начал снижение.
“По локатору было видно, что высота начала уменьшаться. Тогда я его отдал на связь другому диспетчеру, который управляет на следующем круге. Он на связь с тем диспетчером не вышел, а высота начала резко падать. И где-то когда высота была 600, я услышал крик: “А-а-а, п...дец!” Я ответил ему: “Сохраняйте 600!” Высота по локатору была именно такой. Он на это не отвечал...
Через секунду диспетчер увидел вспышку на окраине города — с вышки аэропор-та видна почти вся Пермь.
“Я понял, что он упал в черте города, и быстро начал объявлять тревогу, — гово-рит Бикбов, — он ничего не успел сообщить, и он вёл себя неадекватно, он не вы-полнял команды. Было ощущение, что в его поведении есть какая-то неадекват-ность. Возможно, на борту что-то происходило, но он не хотел об этом сообщать”.
По информации спецслужб, признаков теракта в авиакатастрофе Boeing-737 в Перми не обнаружено, заявил министр транспорта Игорь Левитин.
“У нас нет информации о том, что самолёт взорвался в воздухе. По предвари-тельной версии, самолёт был технически исправен. Самописцы сегодня отправятся на исследование. Техническое исследование будет производиться с завтрашнего дня. Расшифровка самописцев может производиться 3 — 4 недели. Межгосударст-венный авиационный комитет будет рассматривать все версии случившегося”, — заявил Левитин по итогам первого совещания правительственной комиссии в Пер-ми» (
http://www.newsru.com/russia/14sep2008/disp.html).
Набор самолётом высоты вместо снижения стал причиной, по которой диспетчеры пред-ложили экипажу уйти на второй круг. Большинство источников в интернете утверждают, что уход на второй круг при посадке в пермском аэропорту Большое Савино осуществляется через правый разворот. Уход самолёта на второй круг через левый разворот уводит самолёт на курс, пролегающий над жилыми массивами Перми и территорией одного из крупнейших в мире нефтехимических предприятий — объединения Пермь-Нефтеоргсинтез.
Т.е. объект, падение на который даже лёгкого самолёта способно вызвать очень тяжёлые последствия — как в аспекте человеческих жертв, так и в аспекте экономического и психоло-гического ущерба — в районе гибели авиалайнера действительно имеется. И чтобы избежать угроз для города и предприятия, левым разворотом при выведении самолётов при посадке на второй круг в Перми обычно не пользуются.
Но погибший Боинг 737 ушёл на второй круг именно через левый разворот и упал прежде, чем вторично вышел на посадочный курс: к счастью в безлюдном и почти что пустом месте — в котловину, по которой проходят оба железнодорожных пути Транссиба. Был ли увод самолё-та от жилых кварталов последней заслугой лётчиков перед пермяками (прежде всего), либо так промыслительно «сложились обстоятельства»? — пока неизвестно.
Хотя такого рода утверждения опровергаются официально со ссылками на расшифровку за-писей бортовых самописцев , но вопреки официозу по свидетельствам очевидцев Боинг падал уже горевшим:
«— Я подскочила от необычно громкого рёва самолета прямо над крышей нашего дома, — рассказывает Людмила Корюшкина, живущая в двухэтажке рядом с местом падения самолета. — Выглянула в окно и увидела, что падает большой самолёт. От него летели искры . И я, и соседи наспех оделись и выскочили на улицу, побежали к месту падения — там уже всё горело, всю округу затянуло гарью. Когда добежали, поняли, что мы уже никому не сможем помочь. Самолет разлетелся на мелкие куски, и всё горело» (“Трагедия в Перми: мародёры нашли жертв авиакатастрофы первы-ми”:
http://www.kp.ru/daily/24163.5/376845/print/).
И это — не единичное утверждение такого рода.
Однако версия о том, что причиной катастрофы стал пожар в правом двигателе, первона-чально оглашённая председателем Следственного комитета РФ А.Бастрыкиным, — не под-твердилась: анализ записей бортовых самописцев показал, что оба двигателя работали исправно до момента разрушения самолёта при ударе о землю .
Тем не менее, факт остаётся фактом: самолёт не подчинялся указаниям диспетчеров, а пи-лоты на запросы диспетчеров о проблемах на борту отвечали, что всё нормально. Такое может быть:
• либо в случае серьёзных сбоев в работе систем управления самолётом, которые экипаж ещё не успел осознать и диагностировать .
Причём невозможно, чтобы пилот, пребывая в нормальном психическом состоянии, воспринял уведомление диспетчера о том, что его самолёт набирает высоту, как ни к чему не обязывающую шутку-розыгрыш, если сам пилот по своим воздействиям на органы управления и по показаниям бортовых приборов убеждён в том, что самолёт снижается. То же касается и выполнения по собственному произволу поворота налево вместо предписан-ного диспетчерской службой стандартного для этого аэропорта поворота направо при ухо-де на второй круг.
• либо в случае, если экипаж тянул до последнего и избегал того, чтобы спровоцировать «не-послушных пассажиров» на какие-то экстремальные действия.
• либо ещё один вариант: экипаж действительно не желал сообщать диспетчеру о техниче-ских неполадках на борту, чтобы не портить статистику лётных происшествий в своей авиакомпании. При этом он управлял неисправным самолётом «как получится» в надежде как-то дотянуть до полосы и посадить самолёт «на авось». Если бы посадка произошла удачно, то те же самые неполадки в работе систем самолёта попали бы не в графу чрезвы-чайных происшествий типа «отказ техники в полёте», а в графу заурядного технического обслуживания «указания экипажа наземным службам по подготовке самолёта к очередно-му вылету». Такой самоубийственный идиотизм — НЕИЗБЕЖНОСТЬ в системе кон-куренции буржуев за прибыль: паразиты, получающие прибыль, сидя дома и в офисах, и вынуждающие экипажи к неуместному риску жизнями людей, сами редко рискуют собой и своими близкими . Но эта версия представляется надуманной в силу засвидетель-ствованной диспетчерами какой-то нехарактерной для технических сбоев «обратной управляемости» самолёта (набор высоты вместо снижения, отворот влево вместо поворота вправо): реально самолёты теряют управляемость совсем не так, т.е. в поведении самолёта проявился некий «человеческий фактор».
Придумать какие-то иные причины, объясняющие именно такую реакцию экипажа на уве-домления, запросы и указания диспетчерской службы аэропорта, — у нас фантазии не хватает.
Конечно, «компетентные органы» уже сейчас должны быть более информированы о проис-шедшем, чем журналистика и интернет-писатели. Но даже после проведения всех технических экспертиз и завершения расследования — официально будет оглашена та причина гибели лай-нера, которую руководители россионского государства сочтут более подходящей для делания политики и формирования общественного мнения. Причина этого в том, что постсоветская го-сударственность Россионии — “элитарна”, а не общенародна, выросла из лжи, от прошлой лжи не отреклась и продолжает систематически лгать «во спасение», исходя из своих “элитар-но”-антинародных соображений о целесообразности.
Пока же версия гибели авиалайнера в результате теракта в интернете наиболее популярна на оппозиционных режиму сайтах . В частности, сайт Агентства Русской информации (Ари.ру) версию теракта резюмирует тезисно:
«1. Связь с самолётом была потеряна приблизительно за полчаса до падения.
2. Начиная с этого момента (если не раньше) в аэропорт прибывают машины спа-сателей — пожарных и МЧС.
3. При подлёте к городу на высоте около 1 800 метров борт снова вышел на связь, после чего стал выполнять странные манёвры, не реагируя на команды дис-петчера.
4. В 5.10 местного времени в небе раздался громкий взрыв, который многие ви-дели и слышали (несмотря на облачность), после чего люди увидели падающую машину. Она очень сильно и ярко горела.
Из всех возможных объяснений этих фактов есть только одно объяснение, не только удовлетворяющее всем этим четырём пунктам, но и отвечающее на много других доселе непонятных вопросов. Объяснение это — захват самолета террори-стами, после чего он был сбит ракетой ПВО». (
http://www.ari.ru/doc/?id=3151).
И в этой же публикации даётся обстоятельное фактологическое обоснование этой версии и при этом сообщается, что:
• многие пермяки за несколько минут до падения самолёта видели вспышку в небе, озарив-шую облачность, и слышали взрыв в воздухе, который был более громким, нежели взрыв на земле после падения самолёта — именно этот взрыв в воздухе разбудил и вызвал к ок-нам многих очевидцев падения самолёта (этот взрыв аналитики АРИ.ру интерпретируют как взрыв ракеты ПВО);
• самолёт падал уже горевшим по свидетельствам многих очевидцев;
• разлёт обломков в радиусе более километра характерен для случаев, когда самолёты начи-нают разрушаться в воздухе на достаточно большой высоте, а не при падении на землю (в этом случае разлёт обломков составляет не более нескольких сотен метров);
• наиболее крупные обломки (хвостовое оперение , крупные фрагменты фюзеляжа, кабины пилотов и крыльев) практически сразу же — ещё до прибытия телевизионщиков — были вывезены с места их падения вертолётами, которые уже были наготове: цель экстренной эвакуации обломков — скрыть следы воздействия поражающих элементов ракеты ПВО , которой был уничтожен лайнер.
• ещё при первом заходе на посадку у посадочной полосы самолёт встречали МЧС, пожар-ные, машины скорой помощи именно потому, что уже было известно о захвате лайнера террористами;
• паспорта всех пассажиров и прочие документы, удостоверяющие личности, на месте паде-ния самолёта были найдены в одном пакете, чего не может быть при нормальном поведе-нии пассажиров и экипажа на борту, поскольку после регистрации в аэропорту документы остаются у пассажиров .
Но несмотря на то, что версия теракта была официально отвергнута почти сразу же — ещё 14 сентября — председателем следственного комитета, главой Минтранса и представите-лями ФСБ , подача информации СМИ о трагедии в Перми осуществляется так, чтобы каж-дый, кто способен соотносить факты друг с другом и интерпретировать их в совокупности, пришёл бы независимо от официальных разъяснений-оглашений к мысли, что самолёт по-гиб в результате теракта.
В этом характере подачи информации — общее с освещением СМИ расследования гибели АПЛ “Курск”: тогда при всех официальных разговорах подача информации осуществлялась так, чтобы думающий человек мог выявить знаки того, что “Курск” был потоплен торпедным залпом чужой подводной лодки . Какая версия гибели Боинга в Перми будет обоснована рас-следованием и насколько она будет соответствовать истинным причинам гибели авиалайнера, — покажет будущее.