Рассмотрим человека неразумного - ребенка. Как у него формируется мышлене? Как и тысачи лет назад у наших далеких предков - вполне естественным эмпирическим путем. Ребенок наблюдает за объектами, наблюдает за другими людьми, пробует повторить их поведение, перенести полученный опыт на другие предметы и т.д.. Все это он делает в периоды высокой мозговой активности.
Теперь рассмотрим человека малоразумного - школьника. Учитываюся ли его биологические ритмы при обучении в школе? Учитываются ли его способности и интересы? Может ли он проверить на практике все о чем узнал в школе? На все эти вопросы можно смело ответить - "нет". Поступив в школу, ребенок принудительно закачивается знаниями. Интересно ему или нет - никого не волнует. Обязан выучить все что преподается в школе. Читай, пиши, считай, учи, зубри, разбирай, понимай. Иначе двойка, единица, домашний арест, исключение развлечений и т.д. и т.п.. Врезультате ребенок конечно становится "разумным" (в общественном понимании), но можно ли этот разум назвать естесственным? Его вложили искусственно и насильственно. Чтобы увидеть, какой у человека разум на самом деле - спросите его не по школьным темам. Какое у ребенка хобби? Чему он сам реально научился? Играть в компьютерные игры? Смотреть сериалы? Играть на гитаре? Рисовать?
К сожалению в школе советского времени не рассматривались такие важнейшие направления развития личности как комуникабельность, самостоятельность, финансовая независимость, культура общения, лидерство, семейные отношения, и т.д.. Все это было пущено на самоизучение. В чем-то конечно помогали родители, воспитатели, друзья, улица, но в целом ребенок мог как принимать, так и отвергать те или иные формы поведения, вырабатывая свою собственную, часто неуклюжую, а иногда и опастую стратегию саморазвития.
Дак какой же всетаки у человека разум - естесственный или искусственный?