По Версальскому договору Германия не имела право иметь например военной авиации и бронетанковых войск, и Гитлер обратился к Сталину с просьбой обучать военных летчиков для люфтваффе в СССР. И Коба согласился. Т.о. первоначальный кадровый состав самых ударных сил вермахта был подготовлен именно в СССР во время Сталина. Так что Коба начал готовить Великую победу над фашизмом еще в 30-е года под Саратовым!
Итак, подведём некоторые итоги. Как мы выяснили, начальником Липецкой авиашколы был офицер рейхсвера, обучение вели немецкие инструкторы по немецким программам, советская сторона предоставляла только вспомогательный персонал, труд которого оплачивался немцами. Материальная база – немецкая, доставлена за немецкий же счёт. Немцы оплачивали все постройки и перестройки, а также эксплуатационные расходы. Учились немецкие и советские курсанты. Таким образом, вопреки расхожему мифу, не мы обучали немцев, а немцы на свои деньги учили у нас своих и наших лётчиков. А заодно и наших механиков, поскольку уровень технической культуры у последних был, прямо скажем, невысок.
За всё время существования Липецкой школы (а она, как и другие совместные проекты, была закрыта в 1933 году, после прихода к власти Гитлера) в ней было обучено или переподготовлено 120 немецких лётчиков-истребителей и 100 лётчиков-наблюдателей (Соболев Д.А., Хазанов Д.Б. Немецкий след в истории отечественной авиации. М., 2000. С.119). Много это или мало? Для сравнения: к 1932 году Германия сумела подготовить в нелегальных военных авиашколах в Брауншвейге и Рехлине около 2000 будущих пилотов люфтваффе (Там же. С.126).
Игорь Пыхалов
КТО КОВАЛ ФАШИСТСКИЙ МЕЧ?
http://specnaz.ru/istoriya/449/А Саратов - это химия (аэрохимия, в том числе). Еще и танкистов готовили.
Вроде как с большой выгодой для СССР, а не для Германии.
Вроде как СССР был в те годы в изоляции, и обучаться иностранному опыту, кроме как в Германии (так же стране - изгое), было и негде.
А Гитлер, кстати, потом прикрыл это.
Когда после прихода Гитлера к власти совместные проекты были свёрнуты, немцы, уезжая, оставили нам много ценного имущества. В частности, в Липецке:
«Безвозмездно перешедшее во владение УВВС составляет значительную ценность. Помимо возведённых “друзьями” (имеются в виду немцы — И.П.) строений (4 больших ангара, управление аэродрома, тир, жилые дома, столовая, 11 новых жилых барака для персонала), “друзья” оставили ряд мастерских, как-то: моторную, пулемётно-оружейную, для ремонта самолётов, лабораторию, гараж с полным оборудованием, электростанцию, фотолабораторию и т.д. Кроме этого, 15 самолётов с моторами и запасными частями, 8 фюзеляжей, весь автотранспорт (7 легковых, 10 грузовых машин, 1 автоцистерну, 2 аэросаней), автоматическую телефонную станцию, главный материальный склад с имуществом, оборудованный лазарет, лагерь, аэродром, полигон и пр.» (Там же. С.204–205).
Всего, по подсчётам немцев, в Липецке ими было оставлено в безвозмездное пользование советской стороне имущество на сумму в 2,9 млн. германских марок (Горлов С.А. Совершенно секретно… С.306).
Игорь Пыхалов
КТО КОВАЛ ФАШИСТСКИЙ МЕЧ?
http://www.specnaz.ru/istoriya/455