И.А.Герасимова
“…Мы говорим о капле яда, но одно малое слово может действовать, как сильный яд.
Можно пожалеть, что люди не вдумываются в слова, ими произносимые. Процесс эволюции долго совершается, но качество мышления и слова человеческого не повышается...” Надземное,242
«…Главное — уничтожить бациллы низких мыслей, которые заразительнее всех болезней. Заботиться надо не о произнесенных словах, но о мыслях. В течение одного слова десять мыслей рождаются». Иерархия,189.
Правильное мышление — ключ к культуре своего здоровья.[1]
В духовных учениях и жизненных практиках усматривали ключи к здоровью в двух измерениях: правильном образе жизни и правильном мышлении. Язык программирует наш мозг, а стало быть, сознание, поведение и, соответственно, здоровье. Изменив формулы и выражения языка, можно изменить мышление и таким образом добиться успеха в жизни, разрешения жизненных затруднений, в том числе и со здоровьем.
Во многих работах авторы выходят за пределы языка, раскрывая возможности мышления, восприятия, чувств, воображения, памяти. Ценным в этих работах, на мой взгляд, является возложение ответственности на самого человека за его собственную судьбу: если человек хочет научиться понимать мир и других людей, то ему прежде нужно научиться понимать себя, управлять собой, опираясь на свой разум. В воспитании себя нужно начинать с культуры мысли — человек «обслуживает себя мыслью», если так можно сказать, через мысль осознает происходящее, через мысль направляет волю на реализацию желаний, действию предшествует мысль. Для философии здоровья выводы очевидны: правильное мышление есть ключ к культуре своего здоровья, основа организации своего образа жизни, основа адаптации к среде, создания собственной микросреды и поддержания сбалансированного взаимодействия организма с информационно-энергетическими изменениями среды.
Что есть человек?
Прежде чем исследовать вопрос о правильности мышления, определимся относительно понятия «здоровье человека» и факторов среды обитания, явным или скрытым образом влияющих на организм человека. В зависимости от контекста понятие «здоровье человека» будет иметь разный смысл. Размышляя над природой человека с холистических позиций, можно определить «здоровье человека» как такое состояние всех структур, составляющих человека, которое позволяет ему быть живым, действуя в соответствии со своими намерениями, и быть разумным, реализуя себя в творчестве и рефлексивных самоотчетах
Выделим внутренние и внешние по отношению к организму структуры. Человек как целое представляет собой единство множества аспектов, но в интересах анализа его определяют два традиционных аспекта: физический и духовно-психический. Физический аспект — соматический или биологически-телесный. Он включает рассмотрение телесности на разных уровнях:
• тело как целостность;
• тело как совокупность подсистем и элементов;
• отдельные функциональные системы;
• отдельные органы, клеточный уровень;
• молекулярный уровень;
• атомарный и податомарный уровни;
А также в разных измерениях: биофизическом, биохимическом, биологическом, когнитивном, социальном, культурном и пр.Духовно-психологический аспект человека касается его индивидуального микрокосма или жизненного мира, формируемого переживаниями, эмоциями, впечатлениями, мыслями, желаниями и волей. Соматический и психически-духовный аспекты составляют внутренние среды организма как целого. С одной стороны это симбиоз малых существ (клетки, органы, бактерии и пр.), а с другой — экзистенциальная реальность личности. Внешние структуры по отношению к человеческому атому имеют природный или социокультурный характер. Это био- и экосистемы (природные и природно-культурные объекты и системы техногенного происхождения); социокультурные сообщества, культурные макро- и микросреды. Я перечислила те факторы, которые охватываются горизонтами познания и практики, но важно иметь в виду и скрытые параметры, которые постулируются исследователями, отслеживающими возможности и границы своих познаний. Влияние скрытых параметров (скрытых аттракторов) при ординарном течении обстоятельств не ощущается, но они начинают активизироваться в переломных точках (точках бифуркации по терминологии синергетики). В физическом аспекте скрытые параметры носят универсально-космический характер, к ним относят глубинные среды мироздания — как известные, так и гипотетически постулируемые (физический вакуум, космический вакуум, различного рода излучения как результат эволюции космоса, тёмная материя, тёмная энергия и пр.). Можно сопоставить понятие скрытых параметров с понятием небытия как потенциального бытия в древних философиях.
В психическом аспекте скрыто и трансцендентно то, что называют «Я» или «глубинное Эго» как фокус самосознания («Я» не есть тело, не есть конкретная эмоция, не есть мысль, не есть сознание, но внутренний магнит всего психического и физического. Какова природа «Я»? Какова природа сознания и самосознания? Эти вопросы открыты для современного состояния научных и философских исследований). Скрыты известные духовным практикам и переоткрыты наукой ХХ века глубинные слои психики, называемые подсознанием, сверхсознанием, бессознательным. Измененные состояния сознания (или лучше сказать — состояния сверхчувственного сознания) фиксируются, наблюдаются, но вопрос об их природе также открыт.
Наше сознание
При системно-холистическом понимании человек и среда (среды) не существуют друг без друга, они взаимно пронизывают и взаимно обуславливают друг друга. Любое действие человека отражается (откликается) во всём Универсуме, — утверждают сторонники гипотезы информационно-энергетического поля Земли, — но этот отклик прослеживается в рамках опыта и субъективных возможностей человека. Человек как целое идентифицирует себя как отдельное разумное существо благодаря сознанию: через сознание проходит конвейер моих впечатлений, моих чувств, моих мыслей. Сознание (самосознание) как совокупность продуктов психической активности дает человеку представление о его собственных «я-образах», о том, что думают о нём другие, о строении мира и основах жизни. Сознание дает возможность жить как разумное существо, но эта разумность ограничивается субъективным горизонтом — сознание «просеивает» информацию, отбирая то, что способно воспринять, или то, что хочется видеть. Слой сознания в структуре опыта обычного человека подобен верхушке айсберга, а бессознательное — его основным, глубинным слоям.
Интересно, что на уровне телесных подсистем, особенно квантово-полевых, глубинных, возможен непосредственный контакт и обмен информацией с природными объектами и системами, в том числе и универсальными. Накапливается опытный материал о влиянии макроскопических флуктуаций на физиологические процессы организма, синхронизацию биоритмов в сложной интегрированной телесной системе (например, эксперименты и измерения в лаборатории С. Э. Шноля)[2] . Всё живое и неживое на податомарном уровне реагирует на ритмику космических излучений!
Не будет преувеличением сказать, что пока человек как социальное, сознательное существо занимается культурой, клетки его тела обмениваются информацией со всем космосом! Телесная организация человека представляет собой высокоинтегрированную динамическую систему с иерархическими уровнями, представленными во всей живой и неживой природе, начиная с субатомарного уровня, уровня молекулярных ансамблей, уровня клеток и заканчивая уровнем когнитивной системы. Согласно теоретико-информационному подходу, общий обмен веществом, энергией и информацией происходит на всех структурных уровнях материи, в том числе и в природе — у растений, животных и человека. Когнитивные структуры можно обнаружить уже на физическом уровне организации живого. Коммуникации в природе реализуются на физическом уровне посредством анализаторов электрического поля, магнитного поля, электромагнитного поля, полей гравитации, геомагнитного поля, регистрации слабых, но высокоинформативных взаимодействий и т. п. Анализаторы у растений, животных, а также в телесных подсистемах человеческого организма играют роль в ориентации в среде обитания, в локации и реализации жизненных функций, в обмене информацией как внутри популяций, так и в связанных симбиозом структурах. Химическим путем информация передается путем обмена веществом (хеморецепторы), на биологическом уровне вступают в действие поведенческие способы обмена информацией. В человеческих популяциях добавляются культурные способы информативного обмена.
Разумные клетки и органы
Отдельная клетка с момента запуска генетических программ и начала формирования органов подчиняется в своей жизни ритмике целого — органа, системы, организма в целом. Жертва своей самостоятельностью ради целого рассматривается некоторыми учеными как фундаментальный принцип жизни: «Несколько лет назад академик Владимир Скулачев, один из самых ярких российских биологов, несколько раз, кстати, тоже выдвигавшийся своими коллегами на Нобелевскую премию, сформулировал базовый принцип биологического развития. Идея проста и касается всех живых организмов: жизнь на Земле существует только потому, что каждая биоструктура, начиная с клетки и её составляющих и кончая, возможно, венцом Природы — человеком, постоянно стремится к самоубийству и не «самоубивается» только потому, что не ощущает своей ненужности или вредности для всего сообщества. Как только она делает что-то не то, включается механизм самоубийства» [3].
Отдельные органы проявляют относительную самостоятельность в своём когнитивном поведении в рамках целостного организма. Особую разумность наблюдают специалисты-кардиологи в работе сердца. Врач-кардиолог, член-корреспондент МАИЭН А. И. Гончаренко настаивает на том, что сложившиеся механические представления о сердце как гидравлическом насосе тормозят научную мысль и практику, сталкивающуюся с новыми необъяснимыми фактами. Например, ёмкость всех сосудов человека имеет объем 25–30 литров, а количество крови имеет объем всего 5–6 литров. Каким образом больший объем заполняется меньшим? Почему в состоянии коллаптоидного шока, когда общее давление крови у больного падает до нуля, в сонных артериях оно остается в пределах нормы — 120/70 мм рт. ст? Напрашивается вывод: законы гидродинамики, открытые в искусственно созданных экспериментальных условиях, не описывают всей сложности работы сердечно-сосудистой системы, но, что интересно, вполне успешно срабатывают в технических устройствах. Пересадка сердца и его реконструкция стали сенсациями ХХ века, однако умалчивают о последствиях этих операций: «как только сердце заменяют искусственным, донорским или реконструируют, то есть когда оно принудительно переводится на чёткий ритм механического робота, тогда в сосудистой системе исполняется действие сил этих законов [гидродинамики — И. Г.], но в организме наступает гемодинамический хаос, извращающий региональный, селективный кровоток, приводящий к множественному тромбозу сосудов. В центральной нервной системе искусственное кровообращение повреждает мозг, вызывает энцефалопатию, разрушает интеллект, ведет к припадкам, нарушению зрения, инсульту» [4].
Исследования А. И. Гончаренко привели к поразительным выводам. Согласно ученому, помимо сердечно-сосудистой, лимфатической и нервной систем в организме действует ещё и система терминального отражения (СТО), которая отвечает за коммуникации между органами. Каждый орган имеет клетки-представительства, внедренные в интиму сосудов других органов. Клетки-представительства органов с сопряженными клетками миокарда оказались генетически схожими. Автор пишет: «Естественно возникает вопрос: что за механизм обеспечивает эту невероятно точную селекцию отдельных клеток крови и их адресное распределение по своим представительствам? Его поиски привели нас к неожиданному открытию: управление потоками крови, их селекцию и направление в определенные органы и части тела совершает само сердце» [5]. (Без вмешательства нервной системы!). Есть данные, согласно которым, сердце управляет потоками крови со сверхскоростями и благодаря им оно узнает «об ионизирующем, электромагнитном, гравитационном, температурных излучениях, перемене давлений и состава газовой среды задолго до восприятия их нашими ощущениями и сознанием и подготавливает гомеостаз к этому ожидаемому воздействию» [6].
Патологоанатомам хорошо известны различия в человеческих сердцах после смерти. В одних телах сердца переполнены кровью, а в других оказываются вовсе без крови. Забирая всю кровь себе, сердце оставляет мозг и другие органы без питания, которые сразу же гибнут. В случаях с сухим сердцем находят даже частицы миокарда в больных органах, которыми сердце пожертвовало для их спасения. Опять-таки напрашивается вывод: сердце ведет себя как нравственное существо, делающее выбор.
О чистоте помыслов
Развивая мысль академика Скулачева, можно сказать, что болезнь — это нарушение гармонии организма со средой (средами), дисбаланс, который приводит к тому, что целое (великое) жертвует частью (или малым), то есть гибнут отдельные клетки, поражаются отдельные органы, заболевает человек, заболевают массы людей (человечество?). В этом смысле не будет ошибки сказать, что любое действие человека и его исток — мысль — затрагивают все уровни его составной организации. «Неправильное» мышление: ошибки в решении жизненных проблем, в восприятии ситуаций, в отношении к физическому телу, сбои в работе когнитивной системы, — ведут к дисгармонии и болезням. Не зря в духовных практиках советовали ученикам поддерживать чистоту — окружения (жилища, социальной среды), чистоту тела, чистоту чувств и чистоту мыслей. Зачем столь важна чистота? От выбора внешней среды и окружения будет зависеть состав внутренней среды или собственный «дом» представлений, воззрений, переживаний. Чистота тела поддерживает не просто здоровье, она гарантирует правильный, неискаженный обмен энергиями и информацией со средой. Чистота чувств обнаруживает себя в способности нейтрализовать негативные, а также сильные аффекты, разрушающие соматические системы и объекты окружающей среды. Чистота языка и мыслей задает начало верным решениям и ориентациям, реализует способность сознания управлять высшими когнитивными функциями.
Можно предложить ещё одно определение здоровья, если ориентироваться на активную позицию в отношении своей жизни. Здоровье — это запас жизненных сил, который обеспечивает полноценную жизнедеятельность человека. Быть здоровым или быть больным в таком случае будет зависеть от того, как человек тратит и как пополняет этот жизненный запас. Повсеместно наблюдается потребительское отношение к резервуару жизненных сил. Культ потребления выработал особые способы пожирания жизненных энергий: курение, наркозависимость, компьютерная зависимость, игровая зависимость в угоду наслаждений, разные роды зацикливания — на своих стрессах, идеях, отношениях и пр. Выход из положения я вижу в том, чтобы сменить ориентации с культуры потребления на культуру созидания, в том числе и созидания своего здоровья, своих жизненных энергий.
Вопрос о культуре созидания своего здоровья должен решаться совместными усилиями двух уровней — социального и личностного. Для того чтобы что-то делать, нужно знать, а знания приобретаются коллективными усилиями сообщества, наукой и практиками. От установок и приоритетов в мировоззрении, познании и практике напрямую зависит и здоровье каждого гражданина. Почему так много больных и почему болезни приобретают системный характер, в то время как растет уровень медицинских познаний, специализаций, технического оснащения? Создается впечатление, что в неразумном соревновании человека с природой, в конечном счете, всё-таки побеждает природа-целое, не прощая эгоистического своеволия человека, «восстания неразумной части против целого» (Т. П. Григорьева).
Переориентация науки и практики на холистические ориентиры качественно изменит и решения вопросов о здоровье, если в своих помыслах и действиях ориентироваться на идеалы красоты. Истина там, где красота и добро, гармония и любовь. Для естественных наук философская установка на единство истины, добра и красоты ведет к подлинно системному познанию, и тем самым к прояснению сущности здоровья, которое невозможно без знания темпоритмов и резонансов любой природы, обеспечивающих гармоничную работу всех структур человека.
В каких же смыслах можно говорить о правильности мышления?
Если основная функция мышления связана с решением проблем любого рода, то правильность мышления будет определяться адекватностью восприятия ситуации и эффективностью разрабатываемых стратегий, определяющих ход будущего. Правильность мышления ведет к выбору верных установок в мировоззрении и гарантируется развитостью открытого (для ситуации) исследовательского интеллекта, опирающегося на наблюдательность, анализ и воображение. Губительно для организма механическое мышление, власть привычек и стереотипов. Важной обязанностью подсознательного мышления является наблюдение за клеточными общинами. Сознательный ум человека или его не всегда осознаваемые эмоции могут вмешиваться в деятельность клеточного разума, зачастую своими привычками создавая замешательство в клеточной работе. Иногда среди колоний клеток возникает нечто вроде восстания, они бастуют от сверхурочного труда, недостатка питания или под влиянием негативных эмоций. Йогическая практика разработала ряд эффективных путей сознательного влияния на деятельность клеток и восстановление их нормальной работы
Йог Рамачарака выделяет три важнейших вида психического врачевания: врачевание с помощью праны, или вселенской жизненной энергии, врачевание мыслью и духовное врачевание. Наиболее распространенным методом лечения жизненной энергией является наложение рук на больное место. Этот метод известен с древнейших времен. Древние египетские рисунки изображают целителей, держащих одну руку на животе, а другую — на спине. Считается, что здоровый человек может передать часть своей энергии больным, ослабленным клеткам другого человека. Важно, что передача энергии должна проводиться в состоянии мысленного и зрительного сосредоточения на больном месте. Именно сознательная концентрация на действии обеспечивает его эффективность! Среди многочисленных методов исцеления праной, центральное место занимают ритмические дыхательные упражнения — пранаямы, которые при умелом выполнении способны нормализовать ритмику работы сердца, мозга и важнейших органов [7].