Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

С Новым Летом!!!

Автор Тема: Что же все-таки значит "быть умным"?  (Прочитано 4567 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

son

  • Горожанин
  • ***
  • репка: 7
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 624

Фрагмент стаитьи из журнала "Компьютерра" - "Что измеряют тесты IQ?"

Автор: Дина Рамендик
-------------------------------

Но что же все-таки значит "быть умным"? В конце статьи академик Васильев дает совет: "Если вы действительно хотите развивать… способность правильно решать задачи и отличать верное рассуждение от неверного, то учите математику и физику, внутренняя логика и проверяемость которых сами покажут вам верный путь и не дадут сильно заблудиться". Боюсь, что все не так просто и "верный путь" далеко не один. Неужели среди тех, кто не знает физику и математику, нет ни одного умного человека?

Кого можно считать более умным: серьезного математика, который с трудом общается с кем-либо, кроме коллег, или ловкого менеджера, способного организовать кого угодно и что угодно? Как оценить ум блестящего преподавателя, чьи собственные научные достижения не слишком велики? А как быть с ремесленником, образование которого ограничено ПТУ, но "золотые руки" умеют делать замечательные вещи? Чтобы как-то разобраться со всем этим, психологи выделили несколько видов интеллекта: теоретический, практический, социальный и другие. Ни один из них не совпадает с психометрическим. Методы их исследования и измерения существуют, но они отличаются от IQ и широкой популярностью у публики не пользуются.

Однако, кроме научного подхода, существует и обыденное понятие "умный человек". Именно его несовпадение с психометрическим интеллектом вызывает недоумение и возмущение многих людей, в том числе и Виктора Васильева. Но и взгляд с позиции здравого смысла не так прост и однозначен. Прежде всего, он зависит от культуры, в которой воспитан человек. Уже лет двадцать назад было проведено большое международное исследование, в котором с помощью специально организованного опроса выясняли, какие качества считаются присущими умным людям в разных странах. Выяснилось, что при всех различиях обыденные представления об интеллекте включают две части: "технологическую" и "социальную", причем соотношение этих частей зависит от особенностей национальной культуры и пола.

В Африке, у представителей традиционных культур, интеллект понятие чисто социальное. Умный - это тот, кто хорошо заботится о семье, не конфликтует с соседями и т. п. Понятно, что подвергать таких людей тестированию на IQ практически бессмысленно.

В западно-европейской и северо-американской культурах при оценке ума человека большую роль играет "технологический" компонент интеллекта: внимательность, наблюдательность, быстрота обучения, школьная успеваемость и другие познавательные способности, которые позволяют оценивать действительность, держать под контролем окружающую обстановку, принимать правильное решение в сложной ситуации. Однако имеется и социальный компонент, хоть он и менее важен: честность, ответственность, умение общаться, искренность и пр.

В Северной Европе, особенно у мужчин, представление об уме практически сводилось к образованности и умению решать проблемы, то есть было очень близко к психометрическому интеллекту. Не удивительно, что в этих странах результаты тестирования IQ обычно высоки.

У японцев в обыденном понимании интеллекта преобладает социальный компонент, особенно социальная компетентность; в понятие "умный человек" прежде всего входят такие характеристики: "хороший оратор", "рассказывает с юмором", "хорошо пишет", "часто пишет письма домой", "много читает". Кроме того, были выделены факторы эффективности и оригинальности деятельности: "работает умело", "не тратит времени", "быстро рассуждает", "заранее планирует"; "оригинальный", "точный". Тесты IQ, подобные тесту Айзенка, для таких людей подходят мало, но имеются другие тесты интеллекта, по которым результаты японцев и европейцев близки.

В России результаты опроса позволили выделить пять факторов интеллектуальности:

1. Социально-этический (скромный, порядочный, доброжелательный, добрый, честный, помогает другим). Этот фактор характерен только для России, только здесь, чтобы считаться умным, нужно быть добрым, злой - значит глупый!

2. Культура мышления (эрудированный, хорошо образован, много читает, гибкий ум, творческий).

3. Самоорганизация (не зависим от эмоций, практичный, не повторяет собственных ошибок, хорошо действует в сложной ситуации, стремится к поставленной цели, логичный).

4. Социальная компетентность (умеет понравиться, хорошо говорит, активный, общительный, с чувством юмора, интересный собеседник).

5. Опытность (много умеет, мужественный, работоспособный, мудрый, критичный).

В России социальные факторы занимают относительно больше места, что сближает результаты с японскими, то есть российский стереотип интеллектуальной личности ближе к восточному, чем к западному. Однако в России понятие "ум" значительно шире стандартного понятия интеллекта и неразрывно связано с личностью как целым. (Напомню, что речь идет об усредненных результатах опроса более чем 1500 человек, мнение отдельного человека может быть совершенно другим.)

Во всех случаях, когда обращали внимание на половые различия интеллекта, выявлялось, что мужчинам приписывали относительно больше познавательных, технологических компонентов, а женщинам - социальных. Умная женщина более добрая, больше признает ценность других, более мудра и критична, чем умный мужчина. Умный мужчина успешнее, чем умная женщина, действует в сложной ситуации. (В России эти различия подчеркивали меньше, чем в других странах.)

Прототип умного человека в целом мужской. Женщины, чтобы быть умными, к нему подстраиваются. Поэтому совершенно естественно, что женщины в среднем хуже решают тесты IQ, созданные исходя из мужского, технологического представления об интеллекте. Это означает, что ум женщин (не психометрический интеллект!) не ниже, а сложнее, чем мужской. Но опросы показали, что для того, чтобы считаться очень умным, мужчине недостаточно только уметь решать проблемы и эффективно действовать, ему нужно еще обладать проницательностью и уметь общаться. То есть в обыденном сознании особо умный человек ассоциируется с мужчиной, которому присущи черты как мужского технологичного ума, так и женского социального ума.

Итак, попытка разобраться в том, что такое "ум", "интеллект" и что измеряют тесты IQ, оказалась делом непростым и весьма далеким от математической логики. Нам пришлось обратиться к истории, педагогике, социальной психологии. И это далеко не все - ведь мы даже не затронули важнейшего вопроса о биологической природе интеллекта. Надеюсь, читателям стало понятно, что измерение интеллекта - задача неоднозначная. Оставим ее профессионалам для особых случаев. Для того чтобы составить представление об уме человека, надежнее пользоваться здравым смыслом, а не популярными брошюрами, в чем мы с профессором Васильевым вполне солидарны.
Записан

Jony

  • Поселенец
  • **
  • репка: 12
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 344

как сказал один извесный филосов, "Я знаю, что я ни чего не знаю" перед этим его спросили"вы умный, вы все знаете?" и именно данный ответ показал всем, что он действительно человек который может смело думать что он умный
Записан
http://www.mobail-muz.ucoz.ru
заходим и регимся

son

  • Горожанин
  • ***
  • репка: 7
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 624

Знать и быть умным - вещи разные.
Это всеравно что быть хорошим повором, и оставаться при этом вечно голодным. Это не парадокс, это разные плоскости.
Записан

fpv

  • Горожанин
  • ***
  • репка: 83
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 2200

как сказал один извесный филосов, "Я знаю, что я ни чего не знаю" перед этим его спросили"вы умный, вы все знаете?" и именно данный ответ показал всем, что он действительно человек который может смело думать что он умный
Я знаю только то, что ничего не знаю
С латинского: Scio me nihil scire [сцио мэ нихиль сцирэ].
По свидетельству философа Платона, так говорил великий мыслитель Древней Греции Сократ (470—399 до н. э,). И пояснял эту мысль так: люди обычно полагают, будто они что-то знают, а оказывается, что они не знают ничего. Таким образом получается, что, зная о своем незнании, я знаю больше, чем все остальные.
http://bibliotekar.ru/encSlov/26/9.htm

Я бы сказал, что умный - это адекватный человек. Который не будет устраивать нечто (ерунду) только из-за того, что не знает что делать.
Записан
Скажы "нет" наркотикам, скажы "нет" разуму. Общайся со всеми!

Енька

  • Горожанин
  • ***
  • репка: 30
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 1122
  • я МУЖ Атаски

Исследование: умным быть невыгодно

Взято отсюда, и с моей лёгкой руки переведено в моём стиле.

Если ты такой умный, почему ты не богатый? Несмотря не то, что деньги и умственные способности кажутся неразрывно связанными, мозг, к сожалению, может скорее быть помехой, нежели подмогой, когда речь идёт про то, как разбогатеть. К такому заключению нас подводит исследование, сделанное журналом Intelligence.

Jay Zagorsky, автор исследования, пишет: “До сих пор не до конца понятно, почему некоторые люди богатые, а некоторые – бедные. Удача, правильное время, родители, выбор супруга и многие другие факторы играют немаловажную роль в формировании индивидуальных обстоятельств человека”. Такой вывод делает автор, проанализировав взаимосвязь между коэффициентами интеллекта, зарплатами и состоянием.

Предыдущие исследования чаще всего смотрели на доход человека, когда учёные анализировали связь между умственными способностями и высокими зарплатами у ветеранов 2 Мировой Войны. Авторы вышедшей в 1994 году и неоднозначно принятой публикой книги The Bell Curve (кривая колоколоподобной формы, также известная как кривая Гаусса) пошли дальше, утверждая, что некоторые люди с высоким IQ оканчивали жизнь в нищете. Через несколько лет этот вывод был найден безосновательным экономистом John Cawley из Cornell University и прочими.

Но что хорошего в том, чтобы быть умным и иметь высокую зарплату, если ты всё теряешь, или если тратишь все деньги на выплаты долгов по кредитам, спрашивает автор. Анализируя ответы на опрос, сделанный в 1979 году, где приняли участие более 7 тысяч произвольно выбранных людей, Zagorsky пытался найти ответ на вопрос, ведёт ли более высокий IQ к большим банковским счетам и меньшему количеству банкротств. (Опрос финансировался Бюро Статистики Труда, и те же самые люди, принявшие участие в опросе 1979 года, принимали участие ещё в 20 опросах, вплоть до 2004 года, когда им было от 33 до 41 года, и соотношение полов было практически одинаковым.)

Нет, не ведёт. Более высокий уровень интеллекта не даёт владельцу никаких преимуществ в двух из трёх ключевых показателях финансового успеха (доход, капитал, отсутствие финансовых затруднений). Доход слабо связан с показателями тестов на интеллект, где, по словам автора, увеличение IQ на 1 пункт соответствует увеличению зарплаты на 346 долларов в год. Но тот же 1 пункт в лучшем случае ведёт к увеличению капитала человека максимум на 83 доллара, а чаще – не играет никакой роли.

Когда дело доходит до финансовых затруднений, знания совершенно бесполезны. Люди с IQ=140 (100 - среднее значение) пропускали платежи чаще и выбирали всю кредитную линию на картах чаще, чем их соратники с более низким коэффициентом интеллекта. Они объявляли банкротство в 14.1% случаев, что очень близко к показателю 15.2% группы с IQ=80. Исследование говорит, что финансовые затруднения минимальны только у группы людей, IQ которых лишь слегка превышает среднее значение. Исследование не может объяснить, почему так происходит, но автор предлагает свои объяснения ситуации, когда люди с высоким IQ попадают в финансовые неприятности:

    * Они могут быть более занятыми и менее сконцентрированными на обыденных вещах типа оплаты услуг
    * Они могут вести жизнь рядом с краем финансовой пропасти, потому что они думают, что в достаточной степени умны, чтобы разобраться с рисками чрезмерного использования кредитных карт и низкого сбережения [МК: рекомендую перечитать эту фразу, потом распечатать её и повесить на стену в рамке]
    * Их память может хранить больше воспоминаний о финансовых ошибках.

Вот так обстоят дела у умников. Положительный момент состоит в том, что данное исследование делает жизнь людей, не обременённых высоким IQ, более комфортной. Поскольку интеллект не является показателем, объясняющим богатство, люди с невысоким интеллектом не должны верить тому, что они обделены возможностями для финансового успеха, а высокоинтеллектуальные люди не должны верить в то, что у них есть преимущества.
Записан
мда

Dark_Ambient

  • Поселенец
  • **
  • репка: 13
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 199

ум это скорее творчество, поиск и т.д.
а все эти тесты IQ впору выбросить, это не показатель, а стратифицируемое деление общества на идиотов и умных
Записан

nexus

  • Горожанин
  • ***
  • репка: 0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4100

Тоже не доверяю IQ, даже не пробовал его проходить.

Чтобы быть умным надо, как сказал Владимир Ильич Ленин:

"Учиться, учиться и ещё раз учиться" (с)

или если перефразировать, то: читать, читать и ещё раз читать!

Ну и конечно же общаться с пожилыми, умными и мудрыми людьми,
например с профессорами, да и вообще с людьми старшего поколения.
Записан

Ноэль

  • The Chief
  • *****
  • репка: 286
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2407
  • and after all, you're my wonderwall

Ну и конечно же общаться с пожилыми, умными и мудрыми людьми,
например с профессорами, да и вообще с людьми старшего поколения.

Это же Некс!! Я узнал его   :evrika:
Записан
My name is Noel but you can call me God

Ноэль не заводит толпу, неа. Толпа заводится от Ноэля.

spirt

  • Горожанин
  • ***
  • репка: 56
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 1140
  • я совсем с другой планеты

умным быть для всех невозможно. знаешь одно, дурак в другом и так далее...
Записан
 

+ Быстрый ответ

Страница сгенерирована за 2.6 секунд. Запросов: 43.


Large Visitor Globe