Федеральная антимонопольная служба (ФАС) хочет выяснить у сотовых операторов, почему SMS на русском языке стоит более чем в два раза дороже, чем сообщение на латинице. В результате при превышении определенного количества символов абоненты вынуждены оплачивать одно кириллическое SMS как несколько. Операторы ссылаются на общепринятые мировые стандарты связи, в соответствии с которыми одно сообщение на русском языке не может превышать 70 знаков.
В распоряжении "Коммерсанта" оказался запрос ФАС сотовым операторам, в котором служба просит объяснить, на каком основании они ограничивают длину SMS-сообщений в зависимости от алфавита. Запрос отправлен, подтверждает начальник управления контроля транспорта и связи Дмитрий Рутенберг. "К нам поступили жалобы от граждан. В них говорится, что операторы ограничивают длину SMS на латинице 160 символами, а кириллические SMS - 70 символами. Таким образом, русскоговорящие граждане поставлены в невыгодные условия, так как вынуждены платить более чем в два раза больше за длинные SMS (оператор автоматически разбивает длинные SMS на несколько и тарифицирует их отдельно, - прим. ред.)", - рассказал господин Рутенберг. По его словам, сейчас ФАС изучает ответы от операторов, по итогам проверки может быть возбуждено дело. Он не исключает, что у ФАС могут возникнуть вопросы и к производителям телефонов.
По данным ACM Consulting, в первом квартале 2011 года выручка операторов от неголосовых услуг (VAS) составила $1,51 млрд, что эквивалентно 24,8% от совокупной выручки компаний. За этот же период абоненты в России отправили SMS на сумму $453,1 млн. Это приблизительно 7,4% от выручки операторов. Больше всего SMS отправляют абоненты МТС (33%), затем идут "Мегафон" (28%), "Вымпелком" (26%) и остальные (13%).
"Большая тройка" получила запрос ФАС, подтверждают ее представители. В пресс-службе "Вымпелкома" сообщили, что технология SMS работает по международной спецификации, согласно которой длина SMS ограничена 140 байтами.
При этом для разных языков используются различные кодировки: английский алфавит - семибитная кодировка; французский, немецкий алфавиты - восьмибитная кодировка; остальные языки, включая русский, - шестнадцатибитная. Отсюда высчитывается максимальная длина сообщения на разных алфавитах:160 символов для латиницы, 140 символов для немецкого и французского алфавита и 70 символов для остальных языков. При этом передача двух и более SMS реализуется по технологии Concatenated SMS, в соответствии с которой в SMS добавляется поле UDH (заголовок пользовательских данных), оно имеет размер 48 бит (6 байт). Поэтому при пересылке длинного SMS размеры его частей уменьшаются до 153, 134 и 67 символов соответственно.
"Спецификация, разработанная Европейским институтом стандартизации электросвязи (ETSI), ограничивает максимальный размер одного SMS в стандарте GSM 140 байтами. Все эти технические ограничения мы представили в ФАС", - говорит представитель "Мегафона" Юлия Дорохина. В пресс-службе МТС также сообщили, что длина SMS является технологическим требованием, это "не прихоть оператора". Для поддержки русского языка используется шестнадцатибитная кодировка UTF-16, уточняют в компании.
Дмитрий Рутенберг отмечает, что существуют и восьмибитные кодировки для кириллицы. Непонятно, почему они не используются операторами. Есть два вида восьмибитных кодировок для русского языка, говорит ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Это KOI8-R (локальная российская кодировка) и Windows-1251. "Но они не являются международными стандартами, то есть при их использовании возникли бы проблемы совместимости. На практике это выражалось бы в получении сообщений-иероглифов. Именно поэтому используется международный стандарт UTF, который гарантированно обеспечивает совместимость с любым телефоном", - поясняет господин Муртазин.
ФАС не первый раз интересуется тарификацией услуг сотовых операторов. В июне этого года ведомство направило в Минкомсвязи предложения запретить операторам использовать поминутную тарификацию звонков. При этом запрет будет распространяться как на операторов сотовой связи, так и фиксированной. Более того, в планах ФАС ввести такие же правила оказания услуг связи и в роуминге. Когда оператор округляет длительность разговора в большую сторону и выставляет счет за не полностью использованную минуту разговора как за полностью выговоренную, он просит оплатить неоказанную услугу, настаивает ФАС.